"Научные и научно-педагогические кадры инновационной России"

Задачи проекта

Проект организации и проведения первой в Сибири полевой археологической школы для молодых ученых направлен на поиск новых форм интеграции гуманитарной академической науки и высшего образования, повышение квалификации студентов старших курсов и аспирантов вузов Сибири и Дальнего Востока,

развитие коммуникационных связей в молодежном научном сообществе этого обширного региона нашей страны. Полевая школа ориентирована на обучение студентов и аспирантов новейшим технологиям и практическим навыкам полевых, экспериментальных и камеральных археологических исследований. Организаторами школы являются коллективы преподавателей и научных сотрудников Новосибирского госуниверситета и Института археологии и этнографии СО РАН. К работе школы также широко привлекаются преподаватели и научные сотрудники ряда региональных вузов. На период 2006-2008 гг. планировались полевые семинары на базах Куртакского комплекса (р. Енисей) и в более южных районах Красноярского края и Хакасии, на оз. Байкал и в южном Приангарье, в степном и горном Алтае.
Изменение качества гуманитарной подготовки специалистов археологического профиля через инновационные технологии и интеграцию академической науки и высшего образования в Сибири определяется целью проекта.
Главными задачами полевой школы являются:
- закрепление теоретических знаний и практических навыков, полученных в ходе учебного процесса в региональных вузах;
- стимулирование индивидуального научного поиска, формирование активного инновационного мышления у научной молодежи;
- освоение молодыми учеными новейших методик полевых археологических исследований, приобретение навыков тщательного и всестороннего исследования археологических объектов, подвергающихся разрушению в процессе строительных и иных хозяйственных работ;
- знакомство с различными видами археологических памятников разных эпох и их особенностями на отдельных территориях Сибири;
- развитие учебно-методического базы в области полевой, камеральной и экспериментальной археологии Сибири.
Учебный процесс в рамках полевой школы предполагает теоретические и практические курсы по следующим основным направлениям (программам), проводимым ведущими специалистами в данных областях как из России, так и из-за рубежа:
- современные методы и методики полевой археологии;
- классификация и типология артефактов;
- методы естественных наук в археологических исследованиях;
- геоархеология, реконструкция палеогеографических условий;
- экспериментальная археология;
- охрана культурного наследия. 
Во время экскурсионных поездок участники школы знакомятся с  различными по хронологии и типологии объектами (стоянками, местонахождениями в стратифицированном и экспонированном состоянии, могильниками различных типов, петроглифами, каменоломнями, памятниками истории нового и новейшего времени). В целом, на материалах экскурсий участники усваивают не только конкретные знания об археологических эпохах и памятниках, но и приобретают навыки организации научного туризма, а также адекватно пытаются оценить ситуацию в области охраны памятников истории и культуры федерального значения.
Работа полевой школы в итоге способствует существенному повышению уровня квалификации молодых специалистов, расширению их научного кругозора, что полностью соответствует цели интеграции академической науки и высшего образования в современных условиях.